Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2019, 00:25

МБОУ "Лавровская гимназия"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История с 1868 по 2000

История Лавровской школы началась в далёком 1868 году. Об этом имелся в школьном архиве соответствующий документ. В «Псковских Губернских Ведомостях» был помещен годовой отчёт инспектора народных училищ Псковского уезда В.И. Малышева. В этом отчёте под рубрикой «Время основания школ» была указана дата основания нашей школы: «Шемерицкая земская одноклассная школа основана 1 сентября 1868 года».Школа находилась в доме Ярлыкова в пустоше Столбово. (впоследствии, в 1930 году, здание было перевезено в Лавры, долгое время в нём находилось почтовое отделение). Первым учителем был Михаил Васильевич Алексеев. В школе было одно классное помещение, один учитель. Но чтобы её закончить, нужно было учиться три года, так как первый класс имел три отделения. Моложе 8 лет в школу не принимали, но далее ограничений по возрасту не было (можно было начать учиться и в 20 лет). Особенно учиться не заставляли, но были разрешены телесные наказания. Особенно излюбленными наказаниями были «лапы» и «колени» («лапа» - удар линейкой по ладони руки). В школе преподавались разные предметы: русская история с основания Руси и до последних дней; география России, частей света и главнейших государств; давались сведения по ботанике, зоологии и неживой природе, русский язык, арифметика, церковно-славянский язык, закон Божий. Обучение в школе заканчивалось экзаменами. Они состояли из диктанта, письменного решения задачи, устных ответов по истории, географии, арифметике, закону Божьему и русскому языку. Успешно выдержавшим выпускные экзамены, присылались из уездной управы свидетельства. Эти свидетельства давали льготу при призыве на военную службу. Учебный год считался с 1 сентября, но практически занятия в школе начинались с 1 октября, когда заканчивались все полевые работы. В 1914 году школа переведена из деревни Столбово в Лавры. Школьное здание по заданию Псковской уездной управы выстроил помещик А.П. Зарри. Школа была двухэтажной, с двумя классными помещениями. Она стала называться «Лавровская двухклассная земская школа». Первый класс состоял из трех отделений, учителем этого класса был Григорий Фёдорович Фёдоров. Второй класс состоял из двух отделений - четвёртого и пятого. Обучались во втором классе два года. Учителем второго класса был назначен питомец Псковской учительской семинарии Михаил Иванович Минин. По программе школа соответствовала приблизительно теперешним шести классам. Во втором классе учащиеся уже были более сознательные. Поступали они в школу добровольно и старались приобрести твердые знания. Но недолго школа проработала в спокойной обстановке, всего лишь около трёх лет. Третий учебный год в школе заканчивался в разгаре бурных исторических событий. Это был 1917 год. Изменились школьные программы, уже не преподавался закон Божий, была снята негласная опёка священников над учителями и учениками. 1 сентября 1917 года заведующим школой был назначен Аркадий Антонович Витт. Все невзгоды школы, связанные с переменой власти в революционную эпоху, пришлось ему выносить на собственных плечах. Не успели жители посёлка привыкнуть к новой жизни, как в начале 1918 года нагрянули немецкие войска и оккупировали не только Прибалтику, но и часть бывшей Псковской губернии с городом Псковом. Школа была на оккупированной территории, не обошлось без ломки программ. Был введён обязательным предметом немецкий язык. Его преподавала Маргарита Павловна Донберг, хотя она не имела учительского звания. В декабре 1918 года Красная Армия разбила немцев, освободила Псковскую область и Эстонию до города Таллинна. Школе вновь пришлось перестраиваться на новый лад. В мае 1919 года Красная Армия вынуждена была временно оставить отвоёванную территорию с городом Псковом. Но к этому времени учебный год в школе уже окончился, так что это не оказало особого влияния на жизнь школы. По мирному договору 2 февраля 1920 года между Советским Союзом и Эстонией часть территории Псковского уезда, на которой находилась Лавровская школа, отошла к Эстонии. Это было трудное время: не хватало дров, была уничтожена и разграблена большая часть учебных пособий, географические и исторические карты, перебиты стекла в некоторых окнах. Не было устойчивости в учительских кадрах, они менялись не по годам, а по месяцам. Русские учителя уехали на родину в Россию. Остался только один заведующий А.А. Витт, но он не мог вспомнить всех учителей, работавших малое время в школе в период смены властей. В начале 1920 года Учредительное Собрание Эстонской буржуазно-демократической республики выработало Конституцию и отдельно Школьный Закон. Было введено обязательное четырехлетнее обучение для детей, которым к 1 августа исполнялось 8 лет. На упрямых родителей налагался штраф, если они не отправляли детей в школу, размер которого был от 5 до 20 марок за каждый пропущенный день. Если и эта мера не помогала, родители привлекались к суду. В этот период работали в школе следующие учителя: А.А. Витт, П.Б. Быстров, М.П. Донберг, Е.А. Нестра, А.П. Плешкова, И.С. Георгиев. В том же 1920 году с 1 августа в Лаврах открылась реальная гимназия - полное среднее учебное заведение с пятилетним сроком обучения. Гимназия разместилась в здании школы и работала во вторую смену, пользовалась учебными пособиями школы. Имела она отдельно своего директора и прочую администрацию. В квартиру Витта вселили директора гимназии Хейнрихсена (латыш). Уже школе вольно или невольно стали отводить роль пасынка. Порчу школьных пособий школа взваливала на гимназию, а та в свою очередь на школу. Антагонизм развивался и между учителями. Свысока смотрели на учителей начальной школы. Мелкие, но частые недоразумения вошли чуть ли не в норму жизни обеих школ. Естественно, что у самого Витта пропадал интерес к руководству школой. Прибавилась ещё одна беда. Министерство народного просвещения издало циркулярное распоряжение, требующее от всех заведующих школами и директоров знание эстонского языка. Витт изучать его не стал и с 1 августа 1924 года отказался от заведования школой, но просил оставить его учителем в этой же школе. К этому времени ушёл со своего поста и директор гимназии. И вот, чтобы прекратить антогонизм в обеих школах , учебный отдел Печорской уездной управы и Министерство просвещения пришли к заключению, что нужен один директор для обеих школ. Выбор их пал на Григория Михайловича Валькевича. Лавровский волостной Совет 17 августа 1924 года избрал его заведующим школой, а Министерство просвещения утвердило и директором Лавровской гимназии и школы с 1 августа 1924 года. Положение в школе и гимназии было ужасающим: окна в некоторых местах были забиты картоном и фанерой, печи дымили, здание внутри было запущено, в коридорах отбита штукатурка, много школьной мебели было испорчено. До Валькевича не велось делопроизводство, не хватало учебников. Валькевич вспоминает, что часто ему приходилось вкладывать свои деньги, чтобы «залатать» дыры в школьном бюджете. Занятия шли в две смены. Здание школы принадлежало помещику Зарри, поэтому ежегодно вставал вопрос о ремонте школы. Лишь только когда школу выкупили, в 1925 году был проведен ремонт. В 1927 году школа стала семикомплектной. Г.М. Валькевич приложил немало сил, чтобы жизнь школы была насыщенной: приобрели киноаппарат, поставили спектакль, устраивали праздники сельской молодежи, конкурсы красоты, заказали музыкальные инструменты и организовали оркестр, в школе была библиотека, куда могли прийти все желающие, купили радио, по которому слушали передачи из Москвы. Благоустраивалась территория. Разбили палисадник, по периметру посадили елки, они и сейчас ещё целы. В центре палисадника была клумба в виде пятиконечной звезды. Засажена она была красными маками. Но начальник пограничной службы капитан Лаас потребовал убрать клумбу, так как она являлась эмблемой Советского Союза. Министр просвещения Яксон приказал отделу Печорской уездной управы: «В интересах государственных переместить директора Лавровской школы Г.М. Валькевича подальше от советской границы». Конечно, буржуазное правительство не могло оставить Валькевича в покое, как сторонника Советского Союза среди массы русского населения Лавровской и Ротовской волостей. Так закончилась директорская карьера Г.М. Валькевича. В 1929 году был последний, седьмой выпуск гимназии. Многие выпускники закончили потом Тартуский государственный университет и стали высококлассными специалистами. Можно с уверенностью сказать, что ни одна из школ Печорского уезда в тот период не подготовила столько молодых кадров, как наша Лавровская школа вместе с Лавровской гимназией. С 1935 года началось строительство народного дома под руководством Г.М. Валькевича. Закончилось оно в 1940 году. К сожалению, летом 1944 года во время военных действий дом сгорел. До этого периода школа называлась «Лавровская 1-ая школа», Личниковская латышская школа именовалась «Лавровская 2-ая школа» (школа была открыта в 1867 году, на год раньше русской, обучались в ней дети латышей). Валькевич добился переименования школы так: «Лавровская шестиклассная школа», что белее соответствовало действительности. Многое было сделано. Своевременно стали взиматься штрафы; деньги шли на покупку учебников, одежды и обуви для детей из малоимущих семей. Веселее стала школьная жизнь: устраивались весёлые новогодние ёлки с подарками, в конце учебного года проводились праздники, в период зимних каникул в течение трех дней проводился «базар», так именовало это мероприятие местное население. Специальная комиссия обходила деревни и собирала различные вещи: рукавицы, полотенца, платки и т.д. Доход шел на содержание школы. На место Валькевича в 1936 году был назначен Николай Елгасте. Первым делом он приказал убрать пятиконечную звезду с клумбы, запретил слушать по радио Москву, изъял учебники русского языка, русские книги из школьной библиотеки. За все это он был награжден орденом «Белого орла». Сам Елгасте не знал русской грамоты; писал с ошибками и не ставил знаков препинания. С приходом Советской власти Елгасте был отправлен в Сибирь, но ему удалось убежать в Эстонию. В 1944 году здание школы сгорело во время жестоких боёв за освобождение Лавровского края. Посёлок тогда был почти весь разрушен, сохранилось лишь несколько домов. Наша школа начала работать сразу после освобождения Лавровского края в 1944 году. Она была начальной, всего 4 класса были размещены в нескольких домах: в теперешнем доме Кольцовых, в доме Быстровых, в доме, где находилась почта. Классным руководителем 1 и 2 классов была Быстрова А.В., в 3 классе Карташова Ю.П., а в 4-ом классе Петрова. Из всего здания той школы уцелел только домик со скошенной крышей. Существовало ещё одно здание. Оно было расположено там, где сейчас большая круглая клумба и яблони. В 1946 году начал работать в школе Краев И., Никандрова Л.В., а с 1947 до 1949 г.г. заведующей школой была Кузнецова В.И. Она вела 1 и 2 классы, когда школа стала семилетней, она была переведена в Новосельскую начальную школу, где и доработала до пенсии. Её внучка Т.В. Трахова продолжила семейную традицию, стала педагогом. С 1949 года школа стала семилетней, классы размещались в двух помещениях и на фундаменте довоенной школы к уже имеющемуся дому было достроено ещё два дома. Теперь в этом здании с трудом помещаются начальные классы, а в далеком 1949 году это было здание семилетней школы. Директором была назначена Аханова Нина Васильевна. С 1950 года в школе были уже все семь классов. К своим 5 и 6 классам добавился 7 класс из Личниковской школы. Приехало много новых учителей: Быстрова З.В., Лебедева Н.И., Мантуренко Н.П., Чубаркова Т.В., Павлова В.И. Среди выпускников первого выпуска 7 класса в 1951 году была Лесникова М.А., ставшая учителем Лавровской средней школы, заслуженным учителем РСФСР, кавалером ордена Ленина. С 1955 года школа стала средней. Занятия проходили в две смены, работала вечерняя школа, стало тесно и неудобно, поэтому в 1957 году началось строительство нового здания школы, которое строилось три года с помощью всего коллектива школы. Возглавлял коллектив директор Царицын Иван Игнатьевич, Аханова Нина Васильевна была завучем. Работали Высокобойникова Л.Н., Харламова З, Федоров М.Ф., Васильчикова В.И., Лебедева Н.И., Лаур В.П., Столярова В.В., Садовникова А.В., Вайжус А.Ф., Кольцова А.Н., Баранова Т.К. В 1961 году ребята перешли заниматься в новое здание школы, а в старом, деревянном здании остались заниматься начальные классы. Учителя в это время менялись часто. Продолжительное время работали в начальных классах: Столярова А.В., Кольцова А.И., Баранова Т.К., в старших классах: Гвоздева В.И., Сафьянкова О.П., Лаур В.П., Яковлева Т.С., Линькова З.Я. С 1958 года начала работать Воронина Валентина Михайловна учителем географии. Царицын И.И. работал директором школы до 1961 года. Один год проработал Кожуркин Н.Н., умер в апреле 1962 года. С 1962 года директором школы стал работать Корчагин А.В., который проработал 10 лет до 1972 года. При нем завучем школы работала Воронина В.М., завучем по производственному обучению была назначена Кильк М.Д., пионервожатой с 1962 по 1968 г.г. работала Строганова З.А., при ней дружина стала носить имя пионера-героя Павлика Морозова. Физиком стал работать Борисовский И.А., три года работала математиком Батракова М.Я., учительницей начальных классов Соколова В.Н. Три года преподавала немецкий язык Папкина Н.М. Баранову Т.К., Мамонтову Э.Г. проводили на пенсию. В 1964 году ушел на пенсию Краев, который проработал в школе 18 лет. Но самым большим событием за эти годы было празднование 100-летия школы в 1968 году. С 1961 года вплоть до 80-х годов основным направлением в воспитательной работе школьников становится трудовое воспитание. Возглавила эту работу Кильк М.Д. Школа являлась основным источником пополнения рядов сельских тружеников совхозов «Лавровский», «Лидва», колхоза им. К. Маркса. На заработанные деньги заказывали автобус, чтобы съездить на экскурсии в Ленинград, Эстонию, Латвию, Новгород. Возвращались с массой впечатлений. Начиная с 70-ых годов основной задачей педколлектива становится повышение качества знаний. Вся работа строилась так, чтобы максимально повысить процент качества знаний. В этот период была введена кабинетная система обучения. Традицией стало проведение общественных смотров знаний, предметных КВНов, предметных вечеров. Максимально использовались на уроках технические средства обучения: киноаппараты, магнитофоны, фильмоскопы. Огромная работа велась с отстающими учениками. Успешно функционировала так называемая комната двоечников: учащийся, получивший двойку, должен был в течение дня выучить материал и максимально быстро исправить плохую оценку. Повышению качества знаний способствовала широкая связь с общественностью. Была создана комиссия содействия семье и школе. В трудовых коллективах вывешивались табеля успеваемости. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Еженедельно в старших классах проводились уроки НВП. Частыми гостями комсомольских и пионерских собраний были ветераны Великой Отечественной войны. Торжественно отмечались все государственные праздники. 23 февраля проводилась «Зарница». В 1972 году широко праздновалась 50-ая годовщина образования СССР. Строго было поставлено атеистическое воспитание. В этот период был начат сбор материала для школьного музея, который был обработан под руководством Шубина Н.Г. и Васильчиковой В.И. Все эти годы регулярно по вторникам проводились политинформации. Ученики всегда были в курсе международной обстановки. Часто ездили на экскурсии, ходили в походы. В общем, жили весело, открыто, радостно. В школе работало много секций: волейбольная, лыжная, гимнастическая. Совет коллектива физкультуры руководил всей спортивной работой школы. Проводили соревнования, готовили судей и инструкторов по спорту. Лучшие из них судили соревнования и проводили занятия с младшими школьниками. В выходные дни и после уроков оставались ремонтировать спортинвентарь. Почти все воскресенья были заняты у наших спортсменов, они защищали честь школы на районных соревнованиях. Ни сильный мороз, ни дождь не пугал их. Начиная с 1975 года, наши спортсмены хорошо выступали на районных соревнованиях. В 1977 году пять человек были включены в сборную района для участия в областных соревнованиях по легкой атлетике. В школе был открыт филиал от Печорской ДЮСШ по лыжным гонкам. Большой популярностью пользовалась секция самбо под руководством Романова В.И. Ребята и даже девочки с удовольствием занимались в этой спортивной секции. В 90-ые годы ХХ столетия в связи с изменившимися условиями в обществе произошли изменения в воспитательном процессе в школе. Постепенно стали отходить от авторитарного стиля общения. Взаимоотношения учителей и учащихся стали более демократичными. Включились в работу экспедиции «Моя Родина». Участвуя в экспедиции, ребята осознают большую ответственность, возложенную на нас жизнью - самим творить историю своей страны, страны, преодолевающей нелегкие испытания на всём протяжении своей истории. В условиях приграничья мы считаем основной задачей формирование русского национального характера, основанного на служении Отечеству. В школе проводятся мероприятия по методике коллективных творческих дел. Первое дело, которое прошло в школе, это праздник «Русская народная песня», далее был обряд старинной русской свадьбы, праздники «На красной горке», «Щедра осень красками, а земля русская талантливыми людьми», «Широкая Масленица», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», «Сороки» и другие. Ежегодно в школе проходят коллективные творческие дела, имеющие познавательное значение и в то же время расширяющие знания учащихся о своей Родине, о замечательных людях, которые родились, жили и живут на Псковщине, в Лавровском крае. Проведение народных праздников, знакомство с народным календарем, литературным фольклором, народной одеждой помогает ребятам составить целостное представление о русской культуре, разнообразии её традиций, богатстве, красоте и силе духа русского человека. На деловой игре совместно учащиеся, учителя и родители выработали модель выпускника Лавровской школы. Перед школой поставлены задачи: формирование образованной, целеустремленной личности, овладение опытом нравственного поведения и освоение ценностей национальной культуры, формирование потребности сохранения здоровья и дальнейшего физического совершенствования. Постепенно, согласно поставленных задач, вышли на работу трёх творческих центров: «Эврика», «Здоровье», «Россияне». Центр «Эврика» включает в себя деятельность кружков логики, лесоводов, моделирования и др. Участие в смотрах знаний, организация системы брейн-рингов по предметам, проведение общешкольных праздников: день Знаний, вечер встречи с выпускниками, последний звонок. Центр «Россияне» включает кружки по народной культуре, фольклорно-драматический кружок, прикладного искусства, танцевальный, хоровой и др. , участие родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных праздников. Традиционными стали выставки декоративно-прикладного искусства, «Природа и фантазия», смотры художественной самодеятельности. Центр «Здоровье» занимается организацией спортивных соревнований, традиционными стали дни школьника, дни туризма, дни здоровья, совместный с заставой праздник, посвященный дню защитников Отечества. Учительский коллектив стабильный. Возглавляла школу в этот период Волосюк В.И. Лавровская школа работала под девизом «Школа - наш второй дом». Жили дружно, работали с огоньком, дети с удовольствием посещали школу. После долгого перерыва ученики 11 класса закончили школу с медалями «За особые успехи в обучении» . В 1998 году 30 октября в школе проходило торжественное празднование 130-летия школы. В 2003 году в школе был двойной юбилей - 135 лет школе и 45 лет первому среднему выпуску. За 45 лет среднее образование в Лавровской школе получили 846 учеников, из них 246 человек впоследствии получили высшее образование. Из выпускников школы 88 стали учителями, 11 из них работают в Лавровской школе. Среди выпускников есть администраторы и руководители школ, глава волости, 85 - руководители и специалисты сельского хозяйства, 27 - военные, 3 - специалисты гражданской авиации, 1 - лётчик-испытатель, 10 юношей закончили высшие морские училища. Среди выпускников 9 врачей, более 50 - медработников, 8 - юристов, 12 - финансистов, 28 - инженеров, 2 - геолога, доктор биологических наук, кандидаты технических, философских, сельскохозяйственных наук, заместитель председателя областного суда. В последнее время стали популярными профессии социально-экономической направленности, связанные с компьютерной грамотностью.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz